КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ

Трактора    Двигатель

НАЗНАЧЕНИЕ

    Предназначен для преобразования возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала.

УСТРОЙСТВО

  1. Гильза цилиндра
  2. Поршень
  3. Компрессионные кольца
  4. Маслосъемное кольцо
  5. Поршневой палец
  6. Шатун
  7. Коленчатый вал
  8. Маховик
  Вспомогательные детали
  1. Стопорные кольца поршневого пальца
  2. Втулка верхней головки шатуна (подшипник скольжения)
  3. Вкладыши коленчатого вала (подшипники скольжения)
  4. Полукольца коленчатого вала

ПОРШЕНЬ
УСТРОЙСТВО ПОРШНЯ
  1. Днище
  2. Юбка
  3. Бобышки
  4. Проточки под кольца
  5. Отверстия для отвода масла от маслосъёмного кольца
  6. Отверстие под поршневой палец
  7. Тепловая прорезь (на некоторых поршнях)
  8. Камера сгорания (если она выполнена в поршне)
  9. Метки размерной группы
  10. Метка направления (для установки поршня)

ПОРШНЕВОЙ ПАЛЕЦ
Поршневой палец служит для шарнирного, подвижного, соединения поршня с шатуном. Он выполнен в виде пустотелого цилиндра (толстостенная трубка). К пальцу предъявляются следующие требования:
           Он должен быть мягким, чтобы гасить ударные нагрузки от поршня.
          Он должен иметь твердую поверхность, для уменьшения износа от трения о шатун и поршень.
   Для выполнения этих целей палец изготавливается из мягких малоуглеродистых легированных сталей, что придает ему гибкость. Наружная поверхность пальца цементируется, закаливается и полируется для уменьшения трения. При работе поршень нагревается больше, чем палец и отверстие в поршне становится больше. В результате палец сидит в отверстиях поршня с большим зазором и поршень ударяет по пальцу (слышен стук — "пальцы стучат"), поршень выходит из строя. Чтобы этого не происходило, отверстия, под поршневой палец, в поршне делают немного меньше, чем диаметр пальца, и палец вставляется в поршень с натягом (усилием). В шатун палец входит свободно, так как шатун нагревается меньше. После прогрева двигателя палец сможет свободно поворачиваться как в поршне, так и в шатуне — палец плавает ("плавающий палец").

ШАТУН
Шатун предназначен для передачи усилия от поршня к коленчатому валу, при основном такте (рабочий ход), и для передачи усилия от коленчатого вала поршню при вспомогательных тактах.
Устройство:
  1. Верхняя головка шатуна
  2. Нижняя головка шатуна
  3. Шейка шатуна
  4. Подшипник скольжения (втулка)
  5. Болты
  6. Крышка шатуна
В верхнюю головку стального шатуна запрессовывается бронзовая втулка — подшипник скольжения (4). В верхней точке шатуна имеется отверстие, по которому подается смазка, для смазки пары палец — шатун. В некоторых мощных дизелях смазка пальца происходит через канал в шейке, который соединяет смазывающую полость нижней головки шатуна с верхней. Шейка шатуна (3) имеет двутавровое сечение, благодаря которому снижается масса шатуна без уменьшения прочности шейки. Нижняя головка разъемная для установки шатуна на коленчатый вал. Устанавливается шатун на колечатый вал через подшипники скольжения вкладыши. На некоторых двигателях через подшипники качения.

КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ
Коленчатый вал предназначен для передачи усилия от шатуна на трансмиссию, преобразования сложного движения шатуна во вращательное. А также обеспечивает движение поршней во вспомогательных тактах. Устройство:
  1. Коренные шейки
  2. Шатунные шейки
  3. Противовесы
  4. Щечки
  5. Хвостовик
  6. Фланец (для установки маховика)
  7. Каналы для подвода масла
  8. Грязевые камеры
  9. Полукольца
Коренные шейки крепится к картеру двигателя, они являются опорными. На шатунные шейки устанавливаются шатуны. Для устранения дисбаланса от вращения неуравновешенных масс шатуна и шатунных шеек с противоположной стороны установлены противовесы. Через каналы к шейкам подается масло из системы смазки. Грязевые камеры (8) улавливают продукты износа, за счет центробежных сил. Полукольца (9) фиксируют коленчатый вал от осевых перемещений. Щечки соединяют коренные и шатунные шейки. На хвостовик (5) устанавливают шестерни шкивы для привода различных механизмов и систем.